1 марта в ряде российских регионов встретят буддийский Новый год. Финалисты конкурса «Это у нас семейное» – самого народного проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – Жамбаловы, Гармаевы рассказали, в чем суть праздника Белого месяца, как они готовятся к нему и отмечают. Праздновать Сагаалган принято целый месяц: это большое семейное торжество, во время которого принято ходить в гости к старшим родственникам, обмениваться подарками с родными и близкими.
Большая семья финалистов конкурса «Это у нас семейное» проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» Жамбаловых, Гармаевых живет в селе Одинске Иркутской области. Они воспитывают пятерых детей – в уважении к семейным и национальным традициям и почитании предков. Конечно, праздник Белого месяца они отмечают все вместе.
«Сагаалган – один из самых старинных праздников у буддистов. День празднования зависит от лунного календаря и приходится на первое весеннее новолуние – в этом году он совпал с первым днем весны. В первую очередь это праздник почитания, поэтому принято посещать старших родственников, вручать подарки с добрыми пожеланиями. А еще – очищения. Мы открываем новый жизненный цикл, заказываем чтение хуралов (богослужение в буддизме) для коррекции жизненного пути, привлечения здоровья и удачи. Юноши и девушки участвуют в межрегиональном конкурсе «Баатар. Дангина» – своего рода конкурс красоты, где важные критерии победы – это знание семейного древа, национальных традиций и умений, песен и танцев своего района. Кстати, наша дочь Анастасия в 2021 году заняла 1 место», – поделилась Туяна Жамбалова.
Приготовления к празднованию начинаются заранее. За два дня нужно обязательно посетить дацан и пройти обряд очищения Дугжууба, чтобы в огне сгорели болезни, неприятности, несчастья. Затем наступает день тишины Битуу удэр – время, чтобы убрать дом и божницу тахил (алтарь) и соорудить на нем табаг (подношение богам).
«У каждого в семье своя роль – хозяин дома наводит порядок на алтаре, женщины подготавливают для него традиционные угощения. Табаг должен быть красивым с традиционными печеньями, конфетами и боовами (традиционное мучное изделие из топленого масла, муки и сахара). Считается, что чем выше табаг, тем больше будет достаток в семье. Также для подношения богам мы подготавливаем несколько видов белой пищи – сметана, творог, йогурт, аарул (традиционная сладость из творога), а также мясо и все, что будет на столе. Сначала еду преподносим богам, потом едим сами. И только табаг стоит на тахиле дольше остального», – рассказала о приготовлениях к празднику мама Туяна.
Папа Зорикто – знаток древних традиций, он уверяет, что Caгaaлгaн обязательно нужно встречать c чистыми помыслами.
«В первое весеннее новолуние необходимо встать до восхода солнца для встречи богини Балдан-Лхамо, на улицу поставив пиалу с водой. Пo поверьям божество Бaлдaн-Лxaмo cчитaeт вcex нeспящиx людeй и дapyeт им покровительство. После посещения дацана или прослушивания по телевидению большого хурала (богослужения) мы садимся за стол отведать приготовленные блюда. Далее отправляемся смотреть каким будет год, по выставленной в пиале воде. Если вода прозрачная и замерзла бугорком – значит год будет богатым и удачным. В этот день обязательно нужно есть белую пищу, особенно молочные продукты, навещать пожилых родственников, поддерживать нуждающихся, впрочем, вести себя так же, как ведут себя буддисты круглый год», – отметил Зорикто.
На следующий после Сагаалгана день семья отправляется в дацан и вывешивает там флаг Хий Морин – символ в буддизме в виде коня, несущего на спине чинтамани, то есть драгоценность, исполняющую желания и приносящую благополучие. Считается, что пока развивается именной флаг, человеку будет сопутствовать удача.
«Хий Морин можно развесить в любое время в течение года, если того предписывает зурхай (гороскоп). Например, лама (духовный учитель) может сказать, что согласно зурхай для удачи в этом году одного флажка будет недостаточно, и рекомендовать повесить дополнительно. Эти флажки развешивают по сторонам согласно году рождения. С детства все эти обряды по очищению, ожиданию прихода богини и вывешиванию флажков для меня были сродни волшебству», – добавила Туяна.
По мнению старшей дочери 22-летней Анастасии, которая уже готовится стать мамой, Сагаалган – теплый, душевный и наполненный чистотой, религиозный праздник не только почитания, но и момент, когда ты останавливаешься и задумываешься о душе. Того же мнения придерживается и 18-летняя София.
«В течение месяца, мы посещаем всех родственников и старейшин, друзей и коллег. Показываем, как мы дорожим и уважаем каждого из них. Вспоминаем предков, в бурятской традиции даже ушедшие родственники считаются частью семьи. Родные у нас стоят друг за друга, а духи предков на протяжении всей жизни оберегают своих потомков», – рассказали взрослые дочери Настя и Соня.
Сагаалган в этом году продлится до 1 апреля, весь месяц в регионе будут проходить народные гулянья, гастрономические и музыкальные фестивали, в которых семья непременно примет участие. А после будет готовиться к Сурхарбану – бурятскому спортивному народному празднику, который отмечается в конце июня.
Большая семья финалистов конкурса «Это у нас семейное» проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» Жамбаловых, Гармаевых живет в селе Одинске Иркутской области. Они воспитывают пятерых детей – в уважении к семейным и национальным традициям и почитании предков. Конечно, праздник Белого месяца они отмечают все вместе.
«Сагаалган – один из самых старинных праздников у буддистов. День празднования зависит от лунного календаря и приходится на первое весеннее новолуние – в этом году он совпал с первым днем весны. В первую очередь это праздник почитания, поэтому принято посещать старших родственников, вручать подарки с добрыми пожеланиями. А еще – очищения. Мы открываем новый жизненный цикл, заказываем чтение хуралов (богослужение в буддизме) для коррекции жизненного пути, привлечения здоровья и удачи. Юноши и девушки участвуют в межрегиональном конкурсе «Баатар. Дангина» – своего рода конкурс красоты, где важные критерии победы – это знание семейного древа, национальных традиций и умений, песен и танцев своего района. Кстати, наша дочь Анастасия в 2021 году заняла 1 место», – поделилась Туяна Жамбалова.
Приготовления к празднованию начинаются заранее. За два дня нужно обязательно посетить дацан и пройти обряд очищения Дугжууба, чтобы в огне сгорели болезни, неприятности, несчастья. Затем наступает день тишины Битуу удэр – время, чтобы убрать дом и божницу тахил (алтарь) и соорудить на нем табаг (подношение богам).
«У каждого в семье своя роль – хозяин дома наводит порядок на алтаре, женщины подготавливают для него традиционные угощения. Табаг должен быть красивым с традиционными печеньями, конфетами и боовами (традиционное мучное изделие из топленого масла, муки и сахара). Считается, что чем выше табаг, тем больше будет достаток в семье. Также для подношения богам мы подготавливаем несколько видов белой пищи – сметана, творог, йогурт, аарул (традиционная сладость из творога), а также мясо и все, что будет на столе. Сначала еду преподносим богам, потом едим сами. И только табаг стоит на тахиле дольше остального», – рассказала о приготовлениях к празднику мама Туяна.
Папа Зорикто – знаток древних традиций, он уверяет, что Caгaaлгaн обязательно нужно встречать c чистыми помыслами.
«В первое весеннее новолуние необходимо встать до восхода солнца для встречи богини Балдан-Лхамо, на улицу поставив пиалу с водой. Пo поверьям божество Бaлдaн-Лxaмo cчитaeт вcex нeспящиx людeй и дapyeт им покровительство. После посещения дацана или прослушивания по телевидению большого хурала (богослужения) мы садимся за стол отведать приготовленные блюда. Далее отправляемся смотреть каким будет год, по выставленной в пиале воде. Если вода прозрачная и замерзла бугорком – значит год будет богатым и удачным. В этот день обязательно нужно есть белую пищу, особенно молочные продукты, навещать пожилых родственников, поддерживать нуждающихся, впрочем, вести себя так же, как ведут себя буддисты круглый год», – отметил Зорикто.
На следующий после Сагаалгана день семья отправляется в дацан и вывешивает там флаг Хий Морин – символ в буддизме в виде коня, несущего на спине чинтамани, то есть драгоценность, исполняющую желания и приносящую благополучие. Считается, что пока развивается именной флаг, человеку будет сопутствовать удача.
«Хий Морин можно развесить в любое время в течение года, если того предписывает зурхай (гороскоп). Например, лама (духовный учитель) может сказать, что согласно зурхай для удачи в этом году одного флажка будет недостаточно, и рекомендовать повесить дополнительно. Эти флажки развешивают по сторонам согласно году рождения. С детства все эти обряды по очищению, ожиданию прихода богини и вывешиванию флажков для меня были сродни волшебству», – добавила Туяна.
По мнению старшей дочери 22-летней Анастасии, которая уже готовится стать мамой, Сагаалган – теплый, душевный и наполненный чистотой, религиозный праздник не только почитания, но и момент, когда ты останавливаешься и задумываешься о душе. Того же мнения придерживается и 18-летняя София.
«В течение месяца, мы посещаем всех родственников и старейшин, друзей и коллег. Показываем, как мы дорожим и уважаем каждого из них. Вспоминаем предков, в бурятской традиции даже ушедшие родственники считаются частью семьи. Родные у нас стоят друг за друга, а духи предков на протяжении всей жизни оберегают своих потомков», – рассказали взрослые дочери Настя и Соня.
Сагаалган в этом году продлится до 1 апреля, весь месяц в регионе будут проходить народные гулянья, гастрономические и музыкальные фестивали, в которых семья непременно примет участие. А после будет готовиться к Сурхарбану – бурятскому спортивному народному празднику, который отмечается в конце июня.